Советы и рекомендации
Адаптация ребенка в детском саду
«Здравствуй, детский сад!
Это - Я!»
(или как помочь ребёнку познакомиться с детским садом)
Эти ступени развития ребёнка не перестают радовать родителей: узнаёт, улыбается, лепечет, сидит, ходит, начинает говорить, общается... Пора в садик - решили Вы. Приятное, радостное, волнительное ожидание этого события. Малыш впервые переходит из замкнутого семейного пространства в мир широких разнообразных социальных контактов. Как примут малыша в детском коллективе? Как сложатся у него отношения с воспитателями? Как быстро он освоиться в новой обстановке? Мы предлагаем Вам информацию о том, как помочь ребёнку познакомиться с детским садом и чувствовать себя в нём комфортно (адаптироваться в детском саду).
Посмотрим на всё происходящее глазами ребёнка. Он с опаской оглядывается по сторонам. Большое помещение с обилием интересных, но «не моих» игрушек, незнакомые пока взрослые и дети, другие тарелки и не моя кроватка. Мамы некоторое время нет со мной рядом. Что мне сделать, если я захочу на горшок? Что скажет тётя воспитатель, если узнает, что я не ем кашу?
Дети в этом возрасте очень эмоциональны и любые перемены, изменения могут вызвать временный дискомфорт и беспокойство. В поведении это может проявляться по-разному: одни дети в первые дни знакомства бурно выражают своё отношение к происходящему: плачут, не хотят расставаться с мамой, их трудно отвлечь, переключить на игру; другие - вначале настороженно, с опаской оглядываются вокруг, оставшись с воспитателем, соглашаются на его предложение поиграть, посмотреть. Третьи – сдерживают слёзы, замкнуты, зажаты, сторонятся всех, наблюдают за всем с расстояния. Другие, в первые дни знакомства приятно удивлены обилием новизны. Они с любопытством изучают всё, активно вступают в контакт со взрослым, не хотят уходить из детского сада. У некоторых из них эти особенности поведения сохраняются и дальше, у других такая идиллия длится 1-2 дня и они, уталив первое любопытство, начинают осваивать новое пространство не как временное, а как постоянное, со своими традициями. И вот тогда могут проявиться беспокойство и напряжение.
В первое время адаптации может меняться настроение ребёнка: слезливость, капризность, или раздражительность, беспричинная обидчивость. Эмоциональное состояние дискомфорта может повлиять на сон и аппетит ребёнка. Снижается аппетит ребёнка дома. В первые дни в саду ребёнок может отказаться от еды (новые тарелки, пока ещё незнакомые блюда, приготовлены не так, как готовит мама). Некоторые дети переутомляются и быстро засыпают вечером, другие, наоборот-перевозбуждены и не могут уснуть. Временно может меняться активность малыша по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему, речевая активность снижается. Так как все силы организма брошены на решение важной задачи - освоить новую среду, дети более подвержены в этот период влиянию вирусов, переохлаждения, легко могут заразиться друг от друга.
Как показывает опыт, через некоторое время большинство детей уверенно чувствуют себя в новой ситуации. Охотно вступают во взаимодействие с воспитателем. Активны в течение дня. Могут заняться игрой. Проявляют интерес к сверстникам. Их сон и аппетит нормализуются.
Срок адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от того, насколько ребёнок подготовлен в семье к знакомству с детским садом и жизни в нём.
Готов ли ребёнок к изменениям?
Чтобы ребёнку легче было войти в новую социальную среду полезно в семье поощрять общение с другими людьми. Ваш малыш подрос, и вы уже на ведете такой замкнутый образ жизни, вы постепенно расширяли круг общения вашего малыша: к вам приходят друзья, вы ходите в гости, посещаете детские площадки, ходите в гости к товарищам по песочнице, остаётесь ночевать у бабушки, чаёвничать с соседями... Расширение круга общения воспитывает в ребёнке доверие к людям, открытость, умение ладить с ними. Чем шире у ребёнка практика общения, тем комфортнее ему в детском саду.
Как же общаются дети этого возраста друг с другом? Если раньше другой ребёнок - такой же предмет, игрушка, как и все остальные (« живая игрушка») и малыш знакомился и изучал её подобным образом как и остальные ( показывал глазки, как на любой игрушке, пробовал на ощупь, а может и на зуб, как всё остальное), то сейчас таких бесцеремонных действий с другим ребёнком нет. Растёт интерес к сверстникам, стремление к взаимодействию с ними. Но взаимодействие еще очень хрупко и его легко разрушить. Игрушка имеет большую привлекательность и легко может стать предметом раздора.
Как мы, взрослые, можем помочь ребёнку строить, развивать отношения с другими детьми?
- Создавайте возможности для общения детей (походы в гости, на детские площадки, детские студии...).
- Привлекайте внимание малыша к другим детям, их действиям (на игровой площадке, в группе детского сада), называйте их по имени.
- Замечайте, поощряйте ребёнка за попытки взаимодействия с другими детьми, попытки других детей в адрес вашего.
- Организовывайте совместные действия детей.
Для развития ребёнка с самого рождения очень важно эмоциональное общение с близкими взрослыми (доброжелательное отношение, ласка, добрые слова...). Взрослый-источник тепла, заботы, любви, ласки. И если в семье малыша царят доброжелательные отношения, как между родителями, так и к ребёнку, то и на доброжелательность других взрослых он готов ответить.
Ребёнок этого возраста - непоседливое, активное, любознательное существо, он с интересом изучает всё, что попадается под руку. Требует соучастия взрослого в его делах, в его открытиях. Теперь взрослый не только источник заботы и любви, но и сотрудник, партнёр по игре, который поможет раскрыть свойства предмета, игрушки, придёт на помощь в трудную минуту, вместе порадуется первым успехам и достижениям.
В раннем возрасте у малыша формируются новые отношения со взрослым - деловое (практическое) общение. Играйте вместе с малышом, поощряя его успехи. С ребёнком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами, игры с предметами для изучения их свойств: цвета, формы, величины. И конечно же - рисование, лепка, чтение. Прочитанное ребёнку стихотворение или сказку можно превратить в увлекательную игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребёнок станет внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным.
Радуйтесь вместе успехам ребёнка, тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Активность и инициатива ребёнка будет расти, и он начнет играть самостоятельно.
И чем больше и разнообразнее у ребёнка опыт исследования окружающего мира, разных предметов, игр с ними, опыт делового сотрудничества со взрослым, тем комфортнее он чувствует себя в детском саду. Для ребёнка, умеющего увлечённо играть, не составит труда познакомиться с другими взрослыми, пока ещё и мало знакомыми. Впервые попав детский сад, такие ребята охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сами вовлекают его, других детей в игру, с интересом исследуют новые игрушки. Если что-то не получается, обращаются за помощью к взрослому.
Полезно постепенно приучать ребёнка к самообслуживанию, развивать навыки самостоятельности в этом. Согласитесь, что ребёнок, который умеет частично одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать, ходить на горшок, не будет чувствовать себя постоянно зависящим от взрослого, а значит в новой обстановке, с «новыми взрослыми» будет чувствовать себя уверенно. Постоянное ожидание того, что его накормят, оденут, вряд ли сделает ребёнка довольным своим пребыванием в детском саду.
Для хорошего самочувствия ребёнка имеют значение и такие моменты, как способ кормления и укладывания спать. В детском саду дети сидят за столиками, воспитатель помогает удобно устроиться за столом, расположить блюда, докармливает детей при необходимости. При укладывании спать взрослый следит за тем, чтобы ребёнок мог спокойно уснуть: погладит по голове, спинке, укроет одеялом, улыбнётся, почитает сказку. А если ребёнок привык засыпать на руках, в коляске, с соской, или бутылкой, привык к тому, что дома его кормят? Изменение привычных стереотипов при хождении в сад может стать поводом для беспокойства. Поэтому всю коррекцию привычных способов следует провести до сада. А если к моменту знакомства с детским садом эти привычки ребёнка вы не изменили, полезно и очень важно рассказать об этих особенностях воспитателю.
Если ваш ребёнок любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен, проявляет интерес к сверстникам - он готов к изменениям в своей жизни.
Первые шаги ребёнка в детском саду.
- Ребенок пока не знает, что такое детский сад. Ваше мнение, Ваши переживания формируют его эмоциональное ожидание предстоящего события. Если Вы с радостью и интересом ждёте этого события, то и для малыша оно станет радостным и привлекательным. Обсуждать свои волнения, беспокойство, если они есть, с другими членами семьи лучше без присутствия ребёнка. Дети очень чувствительны к состоянию взрослого и обеспокоенность взрослых может передаваться ребёнку.
- Ещё до посещения детского сада, расскажите о том, что делают в детском саду дети, кто такие воспитатели. Почитайте стихи или истории о детском саде, покажите картинки. Полезно поиграть дома в игру «Детский сад». Создавая в игре типичные ситуации, которые могут возникнуть в группе детского сада, подскажите, проиграйте полезные действия в ней. Научите обращаться к воспитателю, если нужна помощь.
- Перед тем, как привести ребёнка в детский сад полезно познакомиться с воспитателями группы. Расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что он любит, каковы его умения, привычки, в какой помощи он нуждается, как засыпает, расскажите об особенностях здоровья малыша. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее сможет установить с ним контакт.
- Можно заранее спланировать прогулки на территорию детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть с ребятами и воспитателем. Вечером полезным будет увидеть, как дети играют, а потом за ними приходят родители и забирают их домой. Такие мимолётные впечатления необходимы ребёнку - это место не будет для него уже таким чужим.
- Важно для ребёнка, когда он начнет ходить в детский сад, не планировать одновременно и выход на работу. Спланируйте своё время, так чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день. В первые дни приведите ребёнка на 2-3 часа. Время пребывания в детском саду увеличивайте постепенно. О том, когда и как это лучше сделать для вашего ребёнка вам подскажет воспитатель или педагог-психолог.
- Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишён вашего внимания и физического контакта с вами, которое так необходимо для его развития. Уделяйте ребёнку больше внимания дома, особенно в первые дни пребывания в детском саду. Важно создать спокойную обстановку в доме. С пониманием отнестись к возможным в этот период капризам. Прогулки, подвижные, интересные игры помогут снять напряжение малыша, которое естественно в первые дни посещения детского сада. Пораньше укладывайте ребёнка спать после тёплой ванны.
- Для ребёнка вы - образец общения. Ваше вежливое и приветливое общение с сотрудниками расположит ребёнка к общению с ними. Поддерживайте отношения с воспитателями, родителями. Интересуйтесь делами, настроением малыша, с кем он играет и как. Приветствуйте инициативу ребёнка общаться с другими детьми. Радуйтесь его успехам. Если ребёнок видит доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями он быстрее адаптируется к новой обстановке.
И мы вместе с Вами будем радоваться улыбке ребёнка, желанию идти в детский сад, играть с ребятами. Будем вместе участвовать в его новых открытиях, и гордиться вместе с Вами его новыми успехами и достижениями.
Наш детский сад «Золотой ключик» открыт 17 декабря 1970 года.
В ДЕТСКОМ САДУ РАБОТАЮТ 10 ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2-Х ДО 7-И ЛЕТ, ИЗ НИХ 2 ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 3-Х ЛЕТ
(ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА).
ЭТО ГРУППЫ «ЗВЕЗДОЧКИ» И «КАПЕЛЬКИ»
Воспитатели этих групп:
Чеботарь Надежда Владимировна
Головизина Галина Аркадьевна
Кнауб Елена Алексеевна
Елёскина Анастасия Анатольевна
Младшие воспитатели:
Пьянова Елена Геннадьевна
Адрес детского сада:
г. Дивногорск, ул. Набережная, 53 «а»
т. 3-34-71 и 3-78-52
Заведующая Макеич Оксана Александровна
т. 3-89-59
Адаптация выпускников детского сада к обучению в школе
Уважаемые родители!
Совсем скоро ваш ребенок переступит порог школы. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешному обучению в школе, но и может ему чувствовать себя эмоционально комфортно среди одноклассников и в школе.
1. Делитесь с ребенком воспоминаниями о позитивных мгновениях своего прошлого
Начало обучения — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилась эмоционально положительное отношение к школе. Такое отношение складывается, например, из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Можно посмотреть вместе с ребенком семейный фото архив. Ваши позитивные воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства, о том, как всё устроено в школьных стенах - наполнят душу ребенка радостным ожиданием и могут сформировать своё представление о школе.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Помогите ему овладеть этой информацией и периодически закрепляйте ее, задавая вопросы в разных ситуациях, например при поездке в автобусе или на прогулке, а может быть в парке и т.д. Это поможет ему хорошо ориентироваться в незнакомой ситуации.
3. Научите ребенка содержать в порядке свои вещи
Организация своего рабочего место в школе, является важным составляющим успешной адаптации. Вы можете сделать эту скучную процедуру более интересной. Заранее подготовьте дома рабочее место для ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы, многим трудно концертировать свое внимание. Не всем на отлично даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. Очень часто это звучит так: «В школу не пустят...», «Двойки будут ставить...», «В классе над тобой будут смеяться...» Последствия таких запугиваний может отразиться на эмоциональном благополучии детей.
5. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте проигравших надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит ценность семой игры, а не выигрыша.
6. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
7. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту. Развивайте и поощряйте самостоятельность.
8. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
9. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
10. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
11. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Уважаемые родители!
Если Вы испытываете трудности во взаимоотношениях со своим ребенком и порой не знаете что с ним и делать, рекомендуем книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком... Как?»
С Уважением, педагог-психолог
Юлия Андреевна Ракина